Архитектура
2024-07-12 11:50

Проектирование торговых центров

В нашем рейтинге архитектурных бюро вы сможете найти надежные архитектурно-проектировочные бюро, которые смогут создать красивые торговые центры для вашего города.
В данной статье мы ответили на 11 основных вопросов, связанных с архитектурным проектированием и строительством торговых центров:

  1. Что такое проектирование торговых центров?
  2. Какие нормативные акты учитываются при проектировании торговых центров?
  3. Как классифицируются торговые центры при проектировании?
  4. Какие типы зонирования существуют в торговых центрах?
  5. Какие основные правила планировки помещений существуют для ТЦ и ТРЦ?
  6. Каковы этапы проектирования торгового центра?
  7. Какие особенности дизайна интерьеров торговых комплексов следует учитывать?
  8. Какие объекты включены в проект торгового центра?
  9. Сколько стоит проектирование торгового центра?
  10. Какая разрешительная документация требуется для проектирования торгового центра?
  11. Какие примеры российских и зарубежных торговых центров можно привести?
Проектирование торгового центра, или торгово-развлекательных комплексов (ТРЦ), это архитектурно-инженерная деятельность, направленная на создание привлекательных объектов, которые соответствуют требованиям нормативных актов и потребностям пользователе
Этот процесс включает в себя множество этапов, таких как концептуальное проектирование, разработка архитектурного и инженерного проектов, а также планирование интерьеров.

Нормативные акты

Архитектурные бюро при проектировании торговых центров всегда учитывают ряд нормативных актов. В частности, следует обратить внимание на следующие документы:
  • СП 118.13330.2012 Свод правил по проектированию зданий и сооружений. Этот документ содержит требования к проектированию, строительству и эксплуатации разных типов зданий, включая торговый центр (ТЦ).
  • Градостроительный кодекс РФ основной законодательный акт, регулирующий градостроительную деятельность в Российской Федерации.
  • НПБ 110-03 Нормы пожарной безопасности для зданий и сооружений. Включает требования к разработке систем пожаротушения и эвакуации в торговом центре.
  • СНиП 21-01-97 Строительные нормы и правила по пожарной безопасности зданий и сооружений.
  • СП 59.13330.2016 Свод правил по проектированию инженерных систем, включая вентиляцию, отопление и кондиционирование.

Проектирование ТЦ: классификация

Проектирование торговых центров может быть классифицировано по различным признакам. Важно учитывать особенности каждого типа торговых объектов, чтобы обеспечить их эффективное функционирование и безопасность.

Типы зонирования торговых центров

Зонирование самый важный и ключевой этап при проектировании торговых центров.

Зоны

  • Торговые зоны основная часть торгового центра, включающая магазины, бутики и торговые павильоны.
  • Общественные зоны это фуд-корты, зоны отдыха, игровые площадки и другие места для отдыха гостей ТЦ.
  • Служебные зоны помещения для персонала, склады, технические помещения и другие объекты, необходимые для обслуживания ТЦ.

Основные правила планировки помещений ТРЦ

Планировка помещений торговых и развлекательных центров должна соответствовать ряду правил и норм, обеспечивающих удобство и безопасность использования этих объектов.

Проектирование торговых площадей: основные правила зонирования и планировки внутренних помещений

При проектировании торговых площадей важно учитывать следующие правила:
  1. Рациональное зонирование — все помещения должны быть удобно расположены относительно друг друга, чтобы посетители могли легко ориентироваться внутри ТЦ.
  2. Безопасное проектирование должно предусматривать эффективные системы пожарной безопасности, эвакуационные выходы и другие меры, обеспечивающие безопасность посетителей.
  3. Эргономика. Внутренние пространства должны быть спроектированы таким образом, чтобы обеспечить комфортное передвижение и использование всех зон ТЦ.

Этапы проектирования ТЦ

  1. Предпроектный этап включает в себя анализ земельного участка, сбор исходных данных и разработку концепции проекта.
  2. Проектный этап на этом этапе разрабатываются основные проектные решения, включая эскизные, архитектурные, конструктивные и инженерные решения.
  3. Рабочий проект детальная проработка всех проектных решений, подготовка рабочих чертежей и спецификаций.
  4. Строительство и авторский надзор, контроль за выполнением строительных работ по проекту и нормативным требованиям.

Особенности дизайна интерьеров торговых комплексов

Дизайн интерьеров играет важную роль в создании места притяжения посетителей. Важно учитывать различные аспекты, такие как цветовые решения, освещение, материалы отделки и мебель.

Какие объекты включает проект ТЦ (ТРЦ)

  • Торговые помещения магазины, бутики, павильоны.
  • Общественные зоны фуд-корты, зоны отдыха, игровые площадки.
  • Служебные помещения склады, технические помещения, помещения для персонала.

Стоимость проектирования торгового центра

Стоимость проектирования торгового центра может значительно варьироваться в зависимости от множества факторов, таких как размер объекта, сложность проектных решений, использование современных технологий и материалов.
Важно учитывать, что затраты на архитектурное проектирование торговых центров не превышают 1-5% общей стоимости проекта. И от качества проектирования зависит дальнейшая экономика торговых центров.

Разрешительная документация

Разрешение на строительство — основной документ, необходимый для начала строительных работ. Проектная документация включает в себя все проектные решения и расчеты, подтверждающие соответствие проекта нормативным требованиям.
Экспертиза проектной документации проверка проектных решений на соответствие нормативным требованиям.

Примеры российских и зарубежных торговых центров

Торговый комплекс «Европарк»

Расположение: г. Москва, Рублевское шоссе, вл. 62
Архитекторы: Борис Левянт, Борис Стучебрюков
Одной из главных задач архитектурного решения фасада было обеспечить «заметность» объекта с Рублевки, которая проходит значительно выше уровня земли (почти на 15 метров).
При этом его образ издалека должен был соответствовать масштабу окрестных полей (ныне застроенных коттеджами), а при подходе, наоборот, становиться ниже и приветливее, поэтому решено было сделать его изогнутым не только в плане, но и в разрезе.
Получилась эдакая змея, ползущая по участку. Цветовая гамма фасада отлично справляется со своей «сигнальной» функцией: «Не пролетайте мимо».

Торгово-выставочный комплекс «Времена года»

Расположение: г. Москва, Кутузовский проспект
Архитектор: Владимир Плоткин
Главный фасад, обращенный к проспекту, составлен из чередующихся в шахматном порядке стеклянных витрин и равномерно перфорированных квадратными отверстиями панелей. В отверстиях светодиоды, управляемые компьютером, что позволяет составлять из точек-лампочек рисунки.
Архитектура «Времен года» точно воплощает свою функцию. Это непрекращающееся шоу, яркое, впечатляющее, качественно превосходящее обычную рекламу хотя бы просто потому, что как правило плакат бывает прилеплен к зданию или стоит рядом с ним, а здесь само здание превращается в билборд, отличающийся от привычного не только гигантскими размерами, но и тем, что в него можно войти внутрь, как в Зазеркалье.

Торговый комплекс MyZeil

Расположение: г. Франкфурт-на-Майне, Германия
Этот шестиэтажный торговый комплекс напоминает огромную скульптуру из стекла. Его главная особенность два полых «водоворота», один из которых связывает все ярусы постройки, как бы затягивая внутрь здания с крыши его оболочку. Другой соединяет главный фасад и крышу: через него прогуливающиеся по улице Цайль горожане могут увидеть кусочек неба.

Торговый комплекс «Mediacity»

Расположение: Льеж, Бельгия
Архитектор: Рон Арад
Строительство: 2009
Расположенный неподалеку от нового железнодорожного вокзала Сантьяго Калатравы, Mediacity должен был помочь реабилитировать центральный город экономически и культурно. Кровля здания центра покрыта большим количеством светопрозрачных фонарей, чтобы принести максимум естественного света в помещения.
Помимо торговых площадей, комплекс включает в себя почтовое отделение, ледовый каток, кинотеатр, боулинг, а также рестораны и офисные помещения.

Торговый комплекс «Селфриджес»

Расположение: Англия, Бирмингем
Архитекторы: Аманда Левет, «Фьючер системс»
Строительство: 2003
Общая площадь: 14 000 кв.м
Селфриджес это торговый центр в Бирмингеме, входящий в топ самых уникальных и необычных зданий современной мировой архитектуры. Здание имеет форму раковины. Его украшает изогнутая бронзовая крыша с обеих сторон, покрытая стеклом.
Оболочка здания состоит из 15 тысяч алюминиевых дисков, имитирующих блестки на знаменитых платьях модельера Пако Рабанна. Здание завоевало восемь наград, включая премию RIBA по архитектуре в 2004 году.

Торговый комплекс «Вегас»

Расположение: пересечение 24 км МКАД Каширского шоссе
Шопинг-молл VEGAS это новый проект компании Крокус Групп. Торговый центр является самым большим в России торгово-развлекательным комплексом. Общая площадь комплекса составляет 386 тыс. квадратных метров. Уникальность проекта в том, что впервые в нашей стране был открыт шопинг-молл с парком экстремальных аттракционов.
В «Вегасе» установлено 18-метровое колесо обозрения и аттракцион башня падения. В торговом центре таких улиц несколько. «Fashion Avenue» напоминает модный квартал европейской столицы, «Bazaar» олицетворяет мир Востока, «Ginza» оформлена в стиле ночного квартала Токио с неоновым освещением вывесок и мини-небоскребов, а «Gold Street» радует любителей драгоценностей.

Торговый комплекс «OZ Молл»

Расположение: Краснодар
Торгово-развлекательный центр OZ Молл был признан лучшим сверхбольшим торговым центром. Общая площадь комплекса 220 000 кв.м. OZ Молл отличается сложными архитектурными формами и интересными световыми эффектами.

Торговый комплекс «Гранд»

Расположение: г. Москва
«Гранд» представляет собой два здания, которые соединены между собой переходом и представляют собой единый мебельный торговый центр. Площадь этого здания 110 650 кв.м.
Комплекс «Гранд» по праву является одним из самых крупных мебельных магазинов в Европе его площадь составляет 140 000 кв.м. Объект был введен в эксплуатацию в 2003 году. Главный архитектор проекта Скреденас А.В.

Торговый комплекс «Золотой Вавилон (Европолис)»

Расположение: Москва, Проспект Мира, 211
Открытие ТРЦ Золотой Вавилон Ростокино крупнейшего в Европе, общей площадью 240 000 кв.м произошло сравнительно недавно, 18 ноября 2009 года.

Торговый комплекс «Рио»

Расположение: Москва, Дмитровское шоссе, 163А
ТЦ РИО один из крупнейших московских торговых центров и первый из объектов проекта «Сити-Парк Москва». На территории торгового центра РИО работают современный 8-зальный мультиплекс «Синема Стар», боулинг-клуб, детский развлекательный центр, уютный ресторанный дворик и просторный фуд-корт. В 2011 году в РИО на Дмитровке открылся самый большой в Москве океанариум.
Отличительной особенностью торгового центра стал уникальный амфитеатр, в котором еженедельно проводятся развлекательные и концертные программы.

Торговый комплекс «Райкин Плаза»

Расположение: Москва, ул. Шереметьевская, д. 6, стр. 1
ТРЦ «Райкин Плаза» расположен в СВАО Москвы. Чтобы попасть в ТРЦ, потенциальному покупателю достаточно осилить 300 м от станции метро «Марьина Роща». «Райкин Плаза» имеет сложное, двойственное позиционирование.
Девелопер ставил перед собой задачу реализовать ТРЦ, который являлся бы органичной частью Центра культуры, искусства и досуга им. А. Райкина. И ему это удалось. По экстерьеру «Райкин Плаза» напоминает Дом культуры советских времен.
Понять замысел девелопера также можно по золотой табличке на фасаде со стороны театра «Сатирикон» «Центр культуры, искусства и досуга им. А. Райкина». А на торговый центр указывают расположенные на фасаде рекламные вывески.

Торговый комплекс «Вершина»

Расположение: Сургут, Россия
Современный торгово-развлекательный центр «Вершина» появился в Сургуте в прошлом году. Огромное белое здание от Эрика ван Эгераата действительно напоминает вершину величественного айсберга.
Новый торговый центр готов посоревноваться с самыми современными конкурентами из разных точек света и с достоинством выдержать нелёгкую конкуренцию.
Восемь этажей современных бутиков, зон для экстремальных и не очень видов спорта, танцевальных студий, ресторанов, баров, а также подземный ночной клуб готовы добавить новых красок в жизнь города.
На площади в 35 000 квадратных метров расположились места, способные привлечь как молодёжь, так и людей постарше.